• Титульный

    Добро пожаловать на официальный сайт МБУ детского сада № 196 "Маячок"

Добро пожаловать

Консультационный центр

У школьного порога

НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА

QR -код

Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР)

ОНР - это сложная система речевого нарушения, при которых страдают все компоненты речевой системы:
-фонетика,
-лексика,
-грамматика.
- связная речь.
ОНР может быть как самостоятельным нарушением, так и сопутствующим (алалия, дизартрия, афазия).
Согласно психолого-педагогической классификации речевых нарушений (Р.Е.Левина, 1957г), выделена категория детей с нормальным слухом и первично-сохранным интеллектом, у которых оказываются несформированными все компоненты языковой системы.
С учетом степени выраженности  ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:
•    1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
•  2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
•  3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
•  4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. (Т. Б. Филичева, 2000 г.)
Психолого-педагогическая характеристика детей с 1 уровнем речевого развития.
Отсутствие общеупотребительной речи.
Особенности дисонтогенеза: стойкое и длительное отсутствие у ребёнка подражания.
Характеристика речи:
1.    Полное или почти полное неумение пользоваться обычными речевыми средствами:
•    отдельное лепетное звукообразование, которое сопровождается мимикой и жестами ("коко - петушок", "дада - дай").
•    звукокомплексы используются для обозначения лишь конкретных предметов и действий.
2.При воспроизведении слов ребёнок сохраняет лишь корневую часть (" ку - кукла", "гу- игрушка").
3.Характерна многозначность слов - полисемантизм. Одним и тем же словом ребёнок обозначает несколько предметов:
•    Названия предметов (" биби - машина, самолёт, руль").
•    Названия признаков предметов и действий (" кока - кукарекает, клюёт" , " око- открыть окно, закрыть окно").
Всё это указывает на ограниченность словарного запаса данной категории детей, поэтому ребёнок вынужден активно использовать жесты, мимику, информацию. При этом дети ориентируются на хорошо знакомую ситуацию, интонацию, жесты и мимику взрослого - это позволяет компенсировать недостатки развития импрессивной стороны речи.
4. Звуковое оформление одних и тех же слов носит непостоянный характер ( " карандаши - удас, адши", " дверь - веть ,пиф" , " кухня - куня ,куста")

5.Ограничена возможность воспроизведения слоговых элементов слова. Преобладают одно - двухсложные образования в самостоятельной речи, более сложные слова сокращены (" пака ди -собака сидит" ," ато -молоток", тя мако -чай с молоком"). В
    В речи ребёнка впервые появляются словосочетания. Этим детям словоизменение недоступно. Подобные словосочетания могут состоять из  отдельных правильно произносимых двух- трёхсложных слов, включающие звуки раннего и среднего онтогенеза (" дять- дать, взять").
     Появляются фрагменты существительных, прилагательных и глаголов (" босё- большой").
     Зачастую такие дети из-за ограниченности словарного запаса не понимают инструкций логопеда.
Дети с 1 уровнем речевого развития получают логопедическую помощь с 3-7 лет в условиях детского сада.
Психолого-педагогическая характеристика детей с 2 уровнем речевого развития.
    Начатки общеупотребительной речи.
Положительные изменения в речи по сравнению с 1 уровнем речевого развития:
1.    Появляется простая фразовая речь ("Матики датики каках - мальчики катаются на санках", " Исёк Усик иит асапи - Щенок Урзик сидит на цепи").
2.    Расширяется объём понимания речи (расширяется пассивный словарный запас).
3.    Активно формируется активный словарный запас. Появляются слова:
      -слова - предметы ( дом,мама, кукла , хлеб и т.д.);
       -слова-действия ( иду, мою , ем и т.д.);
       -личные местоимения ( я, мы);
4.Улучшается произносительная сторона речи, но увеличивается количество неправильно произносимых звуков, т.к. увеличивается словарный запас.
 5.Улучшается произносительная сторона речи, появляются 3-4-сложные слова.
 Недостатки речевого развития со 2 уровнем развития речи:
1.    Предложения состоят из 3-4 слов, но даже нет попыток использовать сложные конструкции.
2.    Нарушение порядка слов в предложение - инверсия.
3.    Наблюдаются пропуски, как главных, так и второстепенных членов предложения.
4.    Отсутствуют навыки словообразования.
5.    В самостоятельных высказываниях наблюдается грубый аграмматизм: отсутствуют сочетания числительных и существительных, прилагательных и существительных. Наблюдаются пропуски предлогов и существительных (при этом слова даются в начальной форме).
6.    Страдает внимание, а также общая и мелкая моторика ребёнка.
Психолого-педагогическая характеристика детей с 3 уровнем речевого развития.
  Развёрнутая фразовая речь с выраженными элементами фонетико - фонематического и лексико - грамматического недоразвития.
Положительные изменения в речи по сравнению со 2 уровнем речевого развития:
1.    Довольно большой словарный запас.
2.    Наличие правильно построенных предложений.
3.    Меньшее количество дефектов в звукопроизношении.
4.    Нет заметных, грубо выраженных фонетико - фонематических  и лексико-грамматических нарушений.
 Недостатки речевого развития с 3 уровнем развития речи:
1.    Неточное употребление слов ("Положить похлёбку, вместо "Налить похлёбку"; "длинный кувшин, вместо" высокий кувшин").
2.    Аграмматическое построение фраз:
         опускаются предлоги;
        -неправильное согласование слов в роде ,числе и падеже ("мухи кусал, журавль пришла, посадила... клетку");
       3.Ребёнок нередко старается обойти сложные слова, пропуская их или находя им замену. При этом многих слов дети вообще не называют.
      4.Ряд предметов обозначается неверно ( вместо "гребень" у петуха говорится" грива").
     5.На уровне развёрнутой речи у детей довольно большой глагольный словарь, но более редкие действия они называют неправильно (вместо" вырезать" бумагу -" рвёт").
      6. В свободной речи преобладает простое предложение. Часто встречается аграмматизм:
           -неправильное употребление глаголов;
            -неправильное согласование в роде (" две ягода", " две стула" и т.д.);
           -нарушение согласования в числе (" красненький флажки");
          -неправильное употребление падежных окончаний;
           -дети не могут образовывать форму множественного числа от единственного и наоборот.
     7.Понимание речи характерезуется тем, что дети плохо понимают значение почти всех предлогов и падежных окончаний ( трудности вызывают творительный и винительный падежи. С трудом понимают средний род у существительных и глаголов.
        8.Недостатки звукопроизношения:
         -отсутствие звука или его замена;
         -неправильное произношение звуков (горловое [p] , межзубное произношение свистящих и шипящих звуков):
         9.Нарушение слоговой структуры слова и его звуконаполняемости:
         -неправильное использование звуков (" телепаха-черепаха", "конвета-конфета");
          -опускание слогов и перестановка звуков (" кобалса-колбаса", "сетка-беседка");
          -добавление  слогов (" тырава- трава").
 Все эти проблемы вызывают ошибки на письме и при чтении. Недостаточно развитые способности к восприятию и воспроизведению слоговой структуры слова делает невозможным для ребёнка манипуляции со словесным образом, имеющим стойкий порядок звуков.

Коррекционно-развивающая работа для детей с ОНР. (по Т.Б. Филичевой, Чиркиной Г.В.)
Для детей с 1 уровнем речевого развития:
 Необходимость раннего (с 3-летнего возраста) комплексного систематического коррекционного воздействия определяется возможностью компенсации речевого недоразвития на данном возрастном этапе.
Учитывая структуру речевого и неречевого дефекта детей данной категории, режим дня и расписание занятий в младшей группе детского сада составлены таким образом, чтобы, с одной стороны, максимально эффективно осуществлять коррекционную работу, а с другой — создавать оптимальные условия для сохранения и развития здоровья дошкольников.
Логопедические занятия с детьми I уровня развития речи проводятся индивидуально или небольшими подгруппа¬ми. Это объясняется тем, что они не в полном объеме владеют пониманием речи, усваивают инструкции, обращенные только лично к ним, а также наличием имеющихся специфических особенностей психической деятельности. Поэтому первые занятия проводятся лишь в форме игры с при¬влечением любимых кукольных персонажей.
Содержание каждого занятия включает несколько на¬правлений работы:
•    развитие понимания речи;
•    развитие активной подражательной речевой деятельности;
•    развитие внимания, памяти, мышления детей.
•    В итоге логопедической работы дети должны научиться:
o    понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки»,  «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
o    называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, гла¬за, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);
o    обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.)» некоторые свои физиологические и   эмоционально-аффективные   со¬
стояния (холодно, тепло, больно и т. д.);
o    выражать желания с помощью простых просьб, обращений;
o    отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов.
При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Для детей со 2 уровнем речевого развития:
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей 4 лет с данным уровнем планируются с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей, и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада.
Логопедические занятия в средней группе для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые.
Учитывая неврологический и речевой статус дошкольников, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной.
В связи с этим индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.
На индивидуальных занятиях проводится работа по:
•    активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
•    подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
•    постановке отсутствующих звуков, их различению
на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне
слогов, слов.
В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.
Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:
•    развитие понимания речи;
•    активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
•    развитие произносительной стороны речи;
•    развитие самостоятельной фразовой речи.
Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:
•    словарного запаса;
•    грамматически правильной речи;
•    связной речи;
•    звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.
Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе до¬школьного учреждения.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
•    соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
•    узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
•    сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;
•    понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;
•    фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]);
•    воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков;
•    правильно употреблять в самостоятельной речи от¬дельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;
•    общаться, используя в самостоятельной речи слово¬ сочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
Для детей с 3 уровнем речевого развития:
Основными задачами коррекционно-развивающего обучения данного речевого уровня детей является продолжение работы по развитию:
1)  понимания речи и лексико-грамматических средств
языка;
•    произносительной стороны речи;
•    самостоятельной развернутой фразовой речи;
•    подготовка к овладению элементарными навыками
письма и чтения.
На первом году обучения пятилетние дети с общим недоразвитием речи не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой. Сказываются не только отставание в развитии речи, но и трудности концентрации внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость. Поэтому целесообразно для про¬ведения фронтальных логопедических, а также частично и воспитательных занятий делить группу на две подгруппы с учетом уровня речевого развития.
Предусматриваются следующие виды занятий по формированию:
•    связной речи;
•    словарного запаса, грамматического строя;
•    произношения.
Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
•    понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
•    фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
•    правильно передавать    слоговую    структуру    слов, используемых в самостоятельной речи;
•    пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными я сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
•    владеть элементарными навыками пересказа;
•    владеть навыками диалогической речи;
•    владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
•    грамматически правильно  оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги употребляться адекватно;
•    использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий   (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
•    владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых  букв,  слогов,  слов  и  коротких предложений в пределах программы.
В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.


Госуслуги.Решаем вместе

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Мы вконтакте

Книга памяти: Дети войны

Год памяти и славы

Год памяти и славы

Безопасное лето

Ревакцинируйтесь вовремя!

Регион

Социальная программа профессиональго обучения и дополнительного образования

Продолжая использовать данный сайт, Вы даете муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детскому саду №196 «Маячок» городского округа Тольятти (ИНН 6322017063 ), согласие на обработку файлов cookies и Ваших пользовательских данных. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера или покинуть сайт.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности сайта» >>>