Коррекционно-развивающее сопровождение детей с ОВЗ
Консультационный центр
У школьного порога
Обратная связь
НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА
Опрос населения
ППк
- Категория: Родителям
- Обновлено 04.02.2020 10:50
- Создано 09.01.2019 17:06
- Автор: Администратор сайта МБУ № 196
- Просмотров: 3550
Психолого-педагогический консилиум (ППк)
Дети с нарушением речи нуждаются в специальном подходе, своевременной квалифицированной и систематической помощи педагогов и медиков. Имея крайне ограниченный запас знаний и навыков, дошкольники с нарушением речи с трудом входят в контакт с ровесниками и старшими, не умеют вести себя в коллективе, не могут правильно оценить ситуацию, имеют различные виды нарушений поведения, у них не сформирована произвольность деятельности, поэтому нуждаются в специальном подходе, своевременной квалифицированной и систематической помощи педагогов: обучение и воспитание таких детей может быть успешным лишь в том случае, если оно построено с учетом этих особенностей.
Обучение и воспитание дошкольников с отклонениями в развитии предусматривает обязательную специализированную помощь и психолого-педагогическую поддержку воспитанников, а также динамическое наблюдение за продвижением каждого ребенка.
Комплексная диагностика ребенка с отклонениями в развитии осуществляется специалистами психолого-педагогического консилиума (ППк).
Психолого-педагогический консилиум – организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения ребёнка, формирование определенных детских групп и параллелей в процессе обучения и воспитания. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, группе, которой владеют педагоги, учителя-логопеды,педагоги - психологи и на основе целостного видения ребёнка разрабатывает и реализовывает общую линию его дальнейшего обучения и развития.
Консилиум позволяет:
- учителю-логопеду и педагогу - психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или группе всем субъектам образовательного процесса;
- педагогам стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;
- объединить усилия учителей-логопедов, педагогов, педагогов - психологов и других субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей;
- наметить программу индивидуального развития ребенка;
- распределить обязанности и ответственность субъектов образовательного процесса;
- координировать действия субъектов образовательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.
В состав консилиума входят: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. В работе консилиума могут принимать участие приглашённые ППк ДОУ специалисты ППК, диагностических центров, центров психолого-социальной службы.
Основной целью деятельности специалистов консилиума является осуществление индивидуально-ориентированной психологической, социальной и специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.
В задачи консилиума входит:
• Выявление особенностей психолого-педагогического статуса каждого ребенка, анализ степени сформированности психических функций с целью своевременного решения проблем в обучении, общении и социализации; определение уровня функциональной готовности ребенка к обучению на разных ступенях образовательного процесса
• Определение “зоны ближайшего развития” каждого ребенка, выявление резервных возможностей, формулирование прогноза интеллектуального и речевого развития.
• Выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно - развивающего воздействия на ребёнка
• Создание системы психолого-педагогической поддержки воспитанников, разработка комплекса мер коррекции и компенсации.
• Формирование у педагогов и родителей адекватного отношения к выявленным дисгармониям и нарушениям развития воспитанников.
• Разработка системы целенаправленной педагогической коррекции физических и психических недостатков учащихся, выработка коллективных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы в соответствии с выявленной структурой дефекта.
• Проведение диагностических, профилактических и коррекционных мероприятий, способствующих преодолению нарушений в психическом и речевом развитии, негативных специфических особенностей эмоционально-волевой сферы, психокоррекции поведения ребенка.
• Создание системы мониторинга индивидуального уровня развития воспитанников в соответствии с выявленной структурой дефекта.
• Оказание консультативной и методической помощи педагогам по различным вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Деятельность специалистов консилиума направлена на проведение педагогической и психологической диагностики уровня интеллектуального, речевого и психического развития воспитанников и создание на ее основе комплексных коррекционно-развивающих программ. Специалисты консилиума вырабатывают единые критерии готовности к обучению, что способствует реализации принципа непрерывности реабилитационного процесса, обеспечению преемственности на различных этапах обучения. На основании результатов диагностики определяются формы взаимодействия специалистов психолого-педагогического консилиума. По результатам диагностического исследования даются рекомендации для педагогов и родителей.
Этапы деятельности специалистов консилиума.
1. Психолого-педагогическая диагностика:
- изучение данных медицинского анамнеза;
- изучение социальной ситуации развития ребенка, диагностика социальной готовности к обучению;
- диагностика психологической готовности к интегрированному обучению
логопедическое обследование уровня развития речи;
- дефектологическое обследование;
- педагогическая диагностика уровня функциональной готовности ребенка к организованным формам обучения и воспитания.
2. Выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка со специальными нуждами:
- разработка и реализация индивидуальных программ коррекционной работы с каждым ребенком с особыми образовательными потребностями;
- подготовка рекомендаций для воспитателей и родителей по результатам диагностического исследования;
- формирование у педагогов и родителей адекватного отношения к выявленным дисгармониям и нарушениям развития воспитанников, выработка единого подхода к ребенку со стороны всех взрослых;
- создание благоприятного психологического микроклимата в группах, выбор главных направлений в воспитательной работе на основе изучения личности каждого ребенка, семей, особенностей группы в целом.
3. Анализ успешности развития ребёнка, его продвижения в усвоении основных приемов деятельности, формировании основных компетентностей:
- отслеживание и анализ хода развития каждого ребенка и результатов коррекционной работы;
- динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников, диагностика формирования и развития общеучебных умений и навыков, оценка уровня усвоения стандарта дошкольного образования.
Содержание деятельности основных участников ППк
Участник |
Деятельность на этапе |
Деятельность в рамках психолого-педагогического консилиума |
Реализация решений консилиума |
Педагог-психолог |
Проведение диагностической работы: диагностического минимума и различных схем углубленной диагностики в отношении «проблемных» детей Подготовка материалов к |
Предоставляет участникам консилиума необходимой информации по психолого- педагогическому статусу конкретных воспитанников и по группам Участие в разработке стратегии сопровождения Планирует направления и формы психологической работы в рамках сопровождения конкретных воспитанников и групп в целом Информирует об особенностях личности, феномене развития ребёнка на момент обследования: познавательной сферы (развитие мышления), тонкой моторики; особенности поведения и общения дошкольника; особенности мотивационной сферы; особенности системы отношений ребёнка к миру и самому себе (степень тревожности, наличие страхов). Даёт рекомендации по характеру педагогической поддержки |
Проведение психокоррекционных и развивающих мероприятий Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями Планирование совместной работы с Психологическое просвещение |
Воспитатель, музыкальный работник, инструктор по ФК |
Сбор педагогической информации о педагогических аспектах статуса дошкольника |
Предоставляет необходимой педагогической информации участникам консилиума Участвует в разработке стратегии сопровождения Планирует формы и направления работы в рамках педагогического сопровождения конкретных дошкольников или группы в целом Информирует об уровне учебно-организационных и коммуникативных умений; работоспособности, уровне обученности и предметных знаниях; проблемах взаимоотношений в ученическом коллективе; особенностях адаптации, сложностях поведения во взаимоотношениях с родителями |
Проведение конкретных форм воспитательной работы в рамках решения консилиума Консультирование родителей по вопросам сопровождения дошкольников Разработка индивидуальных стратегий психологического сопровождения конкретных дошкольников и их |
Учитель-логопед |
Обследование состояния речи и высших психических функций. Участие в экспертных опросах на этапе диагностического минимума Предоставление необходимой информации в рамках подготовки к консилиуму |
Информирует о состоянии основных компонентов устной речи дошкольников: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура, грамматический строй, словарный запас, связная речь Информирует о результатах тестирования детей, отмечает уровень развития основных мыслительных процессов (по отношению к норме) Планирует направления и формы логопедической (дефектологической) работы в рамках сопровождения конкретных воспитанников и групп в целом |
Разработка индивидуальных стратегий логопедического (дефектологического) сопровождения конкретных дошкольников и их последующая реализация Участие в групповых и индивидуальных консультациях Работа с содержательными и методическими аспектами учебных программ Консультирование родителей |
Госуслуги.Решаем вместе